Статья «Детский лагерь – отдых без проблем?»

лагерь 2Лето – пора беззаботного отдыха, новых впечатлений, яркого и тёплого солнышка и безудержного веселья! Особенно актуальны «прелести» летнего сезона в бытность школьную, когда долгожданные и самые длинные каникулы призваны принести «много-много радости» нашим детям. И одним из важных летних занятий является поездка в детский оздоровительный лагерь.

Что важно знать об адаптации (привыканию и освоению) ребёнка в лагере? Как предотвратить и помочь преодолеть, если они возникли, проблемы адаптации? Об этом мы и поговорим сегодня, чтобы отдых ваших детей действительно оставлял впечатления только положительные, воспоминания только светлые и радужные и не стал причиной неблагополучного психологического состояния ребёнка.

Что же такое адаптация ребёнка к детскому лагерю? Это период привыкания, «перестройки», к новому режиму, обстановке, новым людям и, конечно же, хоть и временной, но разлуке с родителями. Период адаптации может продолжаться как 2 – 3 дня, так и достигать недели. Продолжительность его зависит от личностных особенностей ребёнка, его темперамента, предыдущего опыта установления отношений. Многое связано и с отношениями в семье, мировосприятием ребёнка и его текущим психологическим состоянием. То есть, если ребёнок расстроен или в семье есть неразрешённые конфликты и ссоры, адаптироваться к лагерю ему будет сложнее.

Мне вспоминается мой собственный опыт «лагерной жизни». В возрасте 12 лет я с сестрой впервые оказалась в детском лагере (довольно далеко от дома, на черноморском побережье). В первые дни мы находились в состоянии, мягко сказать, печальном и весь мир, и особенно туманное «лагерное будущее», казались нам совсем безрадостными. Мы написали письмо (тогда не было возможности позвонить) родителям о том, как нам грустно и плохо… Но…не успело дойти письмо, как наше состояние поменялось кардинально!.. Новые знакомства, интересные вожатые (с одним из которых я потом долго переписывалась и общаюсь по сей день!), участие в праздниках, экскурсии – всё это завораживало и привнесло несравнимую ни с чем доселе радость в нашу жизнь. Уезжали со слезами. Иногда вспомнить собственный опыт и свои переживания бывает очень полезно для того, что меньше волноваться и правильно понять чувства своего ребёнка.

В адаптации важны и возрастные особенностей детей. Для детей младшего школьного возраста более всего важна фигура вожатого, как принимающая и ободряющая. Также в этом возрасте дети восприимчивы и открыты ко всему новому и интересному. В более старшем возрасте фигура вожатого также важна, но уже скорее большее значение имеет авторитет воспитателя. В 11 – 15 лет на первый план выступает построение социальных отношений, обретение собственного «исключительного» места в группе. Если эти особенности каждого возраста в лагере учтены, то и адаптация проходит быстро и безболезненно.

Считается, что возраст 8 – 10 лет оптимальный для проведения досуга в лагере, и что пребывание в «самостоятельном поле», без родителей, даже является полезным для развития ребёнка. Лагерь – это ещё один шаг на непростом пути к взрослению и самостоятельности.

Наилучшим образом адаптационный к лагерной жизни период проходит у детей деятельных и общительных, которые активно посещают секции, занимаются спортом, участвуют в художественной самодеятельности. Чем более обширный опыт в общении у ребёнка, тем легче ему будет привыкнуть к новой обстановке.

Важно отметить, что в первый период лагерной смены (первые дни) деятельность вожатых, как правило, направлена именно на адаптацию к «новому миру», на знакомство с режимом и друг с другом, на определение индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Всё это происходит обычно с помощью различных игровых действий.

Остановимся и на том, что отдых ребёнка в детском лагере это испытание не только для него самого, но и для его родителей. Дорогие родители, специально для вас приведу памятку о том, как вы можете поспособствовать благополучной адаптации и отдыху в лагере ваших детей.

Памятка родителям, отправляющим чадо в лагерь.

Пункт №1. Самый первый и главный аспект – это выбор лагеря. Детские лагеря, особенно в современное время, отличаются по организации досуга и жизнеустройства: так некоторые ограничиваются «минимальной программой» — «еда – сон – дискотека», а есть и лагеря тематические, где на протяжении всей лагерной смены организуется какая-нибудь определённая тема, интересная детям (игра в государство, поиск профессии, детективное расследование, основы выживания в лесу и др.). Рекомендую остановить свой выбор на второй категории, обращая внимание на тематику, интересную для вашего ребёнка. Также считаю важным просмотреть отзывы о лагерях в Интернет-сетях, дабы иметь более широкую, а иногда действительно правдивую, информацию о месте отдыха ребёнка.

Пункт №2. В случае первого опыта лагерной жизни ребёнка важно подготовить, рассказать об основных правилах режима и гигиены, о положительных сторонах и возможностях лагерного отдыха. Можно вместе с ребёнком посмотреть фото лагеря, почитать о нём, пофантазировать на тему возможных занятий, не забывая спросить, чего же хочет сам ребёнок, каковы его ожидания от отдыха. Если прежде у ребёнка был негативный опыт в лагере, тем более следует детально сравнить и найти положительные стороны в лагере другом. Негативный опыт совсем не должен сводить на нет возможность получить чудесные впечатления школьной поры. Как я уже отмечала выше, бывает полезно рассказать о собственном опыте «лагерной жизни», интересных случаях и своих способах преодоления трудностей. Обычно детям это очень интересно. Не стоит думать, что «в наше время» всё было по-другому, может условия и изменились, но период адаптации всегда имел место быть и всегда будет.

Пункт №3. Важно разъяснить ребёнку то, что за помощью, советом и поддержкой всегда можно обратиться к вожатым. Не лишним будет обговорить возможность и собственной связи с ребёнком (телефон, телефонная карточка, Интернет), тем более, если лагерь находится на значительном расстоянии от дома. Это необходимо и потому, что, к сожалению, в наше современное время, хоть и небольшая, но существует опасность попасть и в лагерь «неблагополучный» (были такие случаи в моей практике), потому для ребёнка и для вас важно быть на связи.

В вопросах связи также важно не переусердствовать, если вы ответственно подошли к выбору лагеря (см. пункт №1 памятки) и чувствуете, что в общем «всё хорошо», то не стоит звонить ребёнку каждый час с вопросом: «Ну, как ты там?».

лагерьИтак, если коротко заключить вышесказанные рекомендации, то родительская ответственность в адаптации ребёнка к лагерю состоит в следующем:

— осознанный выбор лагеря для своего ребёнка, желательно с учётом его индивидуальных особенностей и пожеланий;

— проговаривание возможных сложностей, а также прелестей лагерной жизни;

— поддержка и разумное участие.

Счастливого лета, чудес, радости и прекрасного отдыха вам и вашим детям!

Ольга Куйбан

кризисный психолог-консультант.

Статья является авторской. Любое копирование без согласия автора запрещено.

Категории: Социум

Добавить комментарий

*

*

error: Content is protected !!