Статья «Война и Мир: четыре важных кризиса детства»

Уважаемые Родители!

Сегодня мне хочется поговорить немного о детских кризисах, о тех периодах жизни ребёнка, когда родителям так непросто бывает найти контакт и нужные слова, понять, что происходит, поддержать, сохранить терпение и принятие.

В целом, таких периода четыре, и все они связаны с важным переходом ребёнка на новый качественный этап жизни. Этот переход, с одной стороны, является естественным, а с другой стороны, тревожным для ребёнка, особенно если в семье или школе нет стабильных взаимоотношений, случаются разлады и конфликты. Некоторые особенности характера ребёнка также могут усугубить кризисный период, например, робость или излишняя импульсивность.

Еще один важный момент состоит в том, что кризисы имеют обыкновение «наслаиваться», то есть неотреагированные (невыраженные ребёнком с нашей, родительской, помощью) детские чувства накапливаются и эдаким «багажом» переносятся в кризис следующий. Следствием этого обычно является более острое переживание последнего.

Давайте подробнее рассмотрим особенности кризисных периодов и пути помощи ребёнку на каждом из них.

1. Кризис одного года (период от 1 до 1,5 лет).

Как проявляется?

Во всплеске самостоятельности, у малыша возможны аффективные реакции (слёзы, истерики).

Что с ребёнком на самом деле?

Ребёнок впервые встречается и переживает «не идеальность мира», так как до этого всё кругом «вертелось вокруг него». Всплеск самостоятельности в данном случае выступает как защитная реакция.

Чем осложняется?

Данный кризис всегда осложняется непоследовательным воспитанием (когда один взрослый говорит, что это делать можно, а другой твердит, что нельзя), излишним давлением на ребёнка (большое количество требований и запретов, непредоставление некоторой свободы), гиперопекой (сильный контроль, когда все, даже самые простые действия, делаются за ребёнка). Также этот кризис осложнён преобладанием невербального взаимодействия – в этом возрасте ребёнок ещё не овладел речью, и понять его потребности иногда бывает сложно.

Как правильно действовать?

Родителям необходимо предоставлять ребёнку самостоятельность в тех действиях, с которыми он вполне может справиться сам, с минимальным родительским (поддерживающим) участием: кушать, убрать игрушки, выбрать себе занятие. При этом ребёнка, конечно, надо не забывать хвалить, отмечать успехи, даже на наш взгляд незначительные. Также в этот период важны родительские терпение и выдержка, а также помощь в отреагировании эмоций. Отреагирование эмоций и чувств может происходить в форме организованной родителем игры или совместном рисовании.

2. Кризис трёх лет (начаться может и в 2,5 года и в 4 года).

Как проявляется?

У ребёнка всё больше и больше возрастает самостоятельность и активность, что требует «перестройки» и от родителей. У малыша может проявляться упрямство и негативизм (нежелание следовать требованиям взрослых).

Что с ребёнком на самом деле?

Данный кризис – это очень важный период выделения собственного «Я» у ребёнка. В этом возрасте закладываются основы построения психологических границ в будущих отношениях с людьми, уверенность в себе, притязания (понимание, чего я достоин, чего я хочу).

Чем осложняется?

Неконструктивной (чрезмерной и подавляющей) «борьбой» родителей с упрямством малыша.

Как правильно действовать?

Родителям следует помочь ребёнку обозначать границы в отношениях с другими людьми, сверстниками; прояснить, что можно, а что нельзя; обозначить правила поведения; рассказать способы и возможности договориться, а также иногда и отстоять свои права; на примерах разобрать ситуации, где можно и нужно сказать «нет». Всё это опять же можно успешно делать в форме игры, например, организовав кукольный театр вместе с ребёнком. Дорогие родители, не пренебрегайте совместной игрой с ребёнком, именно в игре все вышеуказанные вещи чудесно усваиваются малышами! Остаётся только найти немного времени и включить свою фантазию. Очень хорошо также включать ребёнка в бытовую жизнь семьи, доверять ему небольшие «поручения» по хозяйству, к примеру, расставить тарелки на столе, полить цветы.

3. Кризис 7 лет (может проявляться в возрасте от 6 до 8 лет).

Как проявляется?

Этот кризис является переходным этапом от дошкольного возраста к младшему школьному, происходит изменение социальной ситуации (поступление в школу), что может повлечь за собой очередной всплеск негативизма или неуверенности и нестабильного поведения ребёнка.

Что с ребёнком на самом деле?

 Ребёнок переживает кризис «выхода в социум», ответственности, вдруг неожиданно образовавшейся на его детских плечах. Если в кризисе трёх лет ребёнок открывает своё «Я», то здесь происходит подобное, но уже обозначается социальное «Я» ребёнка. Напрямую его ощущения зависят от ожиданий родительских относительно процесса обучения ребёнка: важны ли для них оценки, успешность, отношения с учителем и сверстниками, и в какой степени.

Чем осложняется?  

Данный кризис может осложняться психологической неготовностью к школе, например, когда ребёнок поступает в первый класс в шестилетнем возрасте, или его нервная система ещё не созрела для школьных нагрузок (которые в наше время очень велики даже для первоклашек). В том числе, как специалист по нейропсихологической коррекции детей, добавлю, что готовность ребёнка зависит и от сформированности определённых мозговых структур, которые отвечают за возможность контроля и анализа, на чём и строится процесс обучения. Также проблемы ребёнка на данном этапе осложняются трудностями социализации родителей, когда последним сложно выстраивать отношения с окружающими, принимать ответственность, либо для них на первый план выходит значимость социальных успехов.

Как правильно действовать?

Во-первых, имеет смысл ответственно подойти к оценке психологической готовности ребёнка к процессу обучения, в идеале необходимо проанализировать и нейропсихологическое развитие. Во взаимодействии с ребёнком важно оценивать не ребёнка, а поступок, а также учитывать важность успехов и поддержки в неудачах, помогать актуализировать (проговаривать) чувства и переживания (тревоги, страхи). В первый учебный год очень важно уделять внимание новоиспечённому школьнику, расспрашивать о школьных делах, помогать освоиться в новой для него обстановке и требованиях. Если родители понимают, что проблемы могут заключаться в их, возможно слишком «ожидающем», отношении или собственном страхе неудач ребёнка, имеет смысл задуматься над этим и изменить своё отношение, иногда и с помощью психолога.

4. Пубертатный кризис (возраст 11 – 15 лет).

Как проявляется?

Подросток может проявлять крайнюю степень негативизма, отвергания родительской власти, сопротивление требованиям. Также на этом этапе часто встречаются: нежелание учиться, эксперименты с собственной внешностью, асоциальное поведение.

Что с ребёнком на самом деле?

В этот период нашей жизни происходит формирование физического «Я», понимание своего пола, внешности, своих границ, стремлений и убеждений. Потому эксперименты на этом этапе во всех проявлениях – вариант нормы. В подростковом возрасте появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости («мои горизонты резко расширяются») и «Я – концепция» (понимание про себя, какой я, уровень самооценки). На этом этапе также закладываются основные жизненные ценности с помощью анализа отношений, ситуаций, собственных или чужих поступков. 

На родительских семинарах  я всегда предлагаю родителям вспомнить себя в этот период жизни, часто это даёт хороший результат в понимании реальности собственного ребёнка.

Чем осложняется?

Более всего родители могут осложнить этот период, обесценивая происходящее с ребёнком, отвергая его и важные для него «ценности», а также собственным попустительством к его жизни, так как ребёнку в этот период нужен не тотальный контроль, а безопасность в виде семейной поддержки.

Как правильно действовать?

Самое правильное, что может сделать родитель на этом этапе – это стать Другом своему ребёнку. Только, когда подросток принимает тебя как Друга, он сможет принять в тебе и Наставника. В этот период, как ни в один из предыдущих, важными становятся две вещи: терпение и любовь. Родители должны быть и наставниками, транслируя и обсуждая правила, но в то же время и друзьями с подростком, поддерживать его во взрослении, начинаниях и мечтах.

В заключение хочется сказать, что каким бы «кризисным» не был период у ребёнка, родительская Любовь и принятие поистине творят чудеса! Как сказал один мудрый человек: «Стать хорошим родителем никогда не поздно!». Никогда не поздно прислушаться к себе, увидеть хорошее в своём ребёнке, выслушать и принять важные для него вещи и ситуации, поддержать его на новом и непростом жизненном этапе. А если ситуация зашла в тупик и собственных сил и ресурса не хватает, всегда есть возможность обратиться к специалисту-психологу и вместе посмотреть на ситуацию со всех её сторон и увидеть выход. Иногда это не просто, иногда приходится менять что-то и в себе или начинать строить отношения по иному, но результат благополучия собственного ребёнка стоит всех затраченных усилий.

 

От души желаю Вам терпения и успехов на нелёгком «родительском пути»!

 

С уважением, Ольга Куйбан,

педагог-психолог

с доп. специализацией

по нейрокоррекции,

кризисный психолог-консультант.

Статья является авторской. Любое копирование без согласия автора запрещено.

 

Добавить комментарий

*

*

error: Content is protected !!