Статья «Почему болеют дети: взгляд психолога».

 

Дорогие родители!

В данной статье я хочу коснуться темы психологических особенностей именно детских болезней, а точнее возможных причин возникновения и развития заболеваний у детей с точки зрения науки психологии.

Сразу отмечу, что моей целью не было подвергнуть сомнению медицинский аспект болезней или дать новое «безотказное средство». Предполагаю скорее расширить наше с вами видение причин и обстоятельств детских симптомов. Такое видение в психологии и медицине называется «психосоматика»  (греч. psyche — душа, дух и греч. soma — тело).

Итак, как вы думаете, есть ли связь между ангиной у ребёнка и недовольством мамы о том, что «папа» очень много работает (или чего пуще, часто задерживается после работы), мало времени проводит с семьёй? А между болями в желудке у ученика 5 – го класса школы и таким «страшным» проверочным диктантом? Связь есть. И связь очень важная, понимание которой позволяет избежать многих из детских симптомов. На Родительских Семинарах мы с родителями подробно касаемся темы семьи и детской психосоматики. Поделюсь с вами наиболее важными, на мой взгляд, аспектами этой темы.

Начнём с главного: любые психосоматические состояния и заболевания (то есть имеющие эмоциональные причины) возникают у ребёнка при двух обстоятельствах: когда ребёнок не получает того, что ему нужно, или, если он получает то, что ему совсем не нужно. Попробуем понять это на примере вышеупомянутой боли в животе перед диктантом. Школьные требования, особенно к концу учебного года, могут способствовать сильному эмоциональному напряжению у ребёнка, нехватке сил и энергии. В этом случае любому ребёнку становится очень важна и нужна родительская (в частности, материнская!) поддержка и принятие, которые помогают выстоять и справиться со сложностями, подстерегающими на нелёгком «школьном пути». Но, к сожалению, часто бывает так, что мама много и трудно работает или «включена» в постоянное прояснение отношений с мужем или другими родственниками (что не редкость, согласитесь?), и тогда ребёнку не хватает столь нужной поддержки, на что он, в свою очередь, реагирует постоянными болями в животе перед сложными «проверочными». Или хроническим бронхитом, так как сложившаяся ситуация расстраивает и даже злит его, а свои чувства ребёнок вынужден скрывать, да и выразить ему их не так-то просто. Вот кашель и остаётся, в этом случае, единственным возможным способом «заявить о себе».

Помимо указанных мною обстоятельств, что ещё способствует появлению и укреплению симптомов у детей?

Первое, это ситуации, в которых семья «застревает» на каком-либо собственном этапе развития. В системной семейной терапии есть понятие о том, что семья всегда стремиться к развитию, но при этом всегда парадоксально присутствует большое количество тревоги. В данной ситуации, детский симптом будет способствовать откладыванию перехода на новый этап. Например, когда ребёнок идёт в детский сад или школу, это тот самый  новый этап, переход на который может оказаться непростым для семьи. И тогда очень часто у ребёнка может проявиться психосоматическая болезнь или состояние. К примеру, маму ребёнка частенько посещают мысли о том, что дома ребёнку будет лучше, чем в садике, мама тревожится и переживает. Или при поступлении ребёнка в школу родители могут начать неосознанно (или сознательно) переживать за социальную успешность своего ребёнка, придают его успехам и неудачам большое значение, бояться «не соответствовать». Все эти причины вполне могут стать «толчком» к постоянным «простудам», повышению температуры у ребёнка, кишечным  инфекциям, кожным проблемам. В своей практике я часто встречаюсь с подобными случаями. К счастью, как только причины заболевания становятся «видимыми» (прежде всего для родителей), ситуация переходит на положительное развитие.

Вторая возможная причина детских болезней – это непрояснённые отношения в семье, скрытые или явные конфликты между членами семьи. На подобные ситуации дети чаще всего «реагируют» ангиной, неврозами, хроническим насморком, воспалением аденоидов, аллергиями. Случается и такое, что родители склоняются к разводу, а тут ребёнок «неожиданно» заболевает тяжёлой болезнью, и это «объединяет» супругов. К сожалению, дети из любви к родителям часто прибегают к подобному самопожертвованию.

Третья причина детских психосоматических заболеваний – это кризис в системе (семье). Под кризисом понимаются: смерть близких, переезд, переход в новую школу (или класс), резкое увеличение нагрузки, развод родителей и т. п. В подобных ситуациях, дабы избежать психосоматических проявлений важно дать максимум поддержки, любви и тепла ребёнку, прояснить и проговорить с ним сложившуюся кризисную ситуацию.

Надеюсь, данная статья оказалась полезной для вас! Все интересующие вас вопросы вы можете прислать в редакцию, на все постараюсь ответить на страницах рубрики.

Здоровья вам и вашим детям!

 

С уважением, Ольга Куйбан

 (педагог-психолог, кризисный психолог-консультант,

специалист по личностному развитию).

Статья является авторской. Любое копирование без согласия автора запрещено.

Добавить комментарий

*

*

error: Content is protected !!