В этот раз мне хочется поделиться важными, на мой взгляд, фактами о становлении и развитии каждой семьи. В собственной практике работы с семьями (как с супружескими парами, так и с отношениями родителей и детей) я часто прибегаю к тому, чтобы осветить эти факты, рассказать о них, так как иногда знание и понимание законов и этапов развития семьи проливают свет на решение той или иной проблемной ситуации.
Итак, в системной семейной психотерапии существует понятие «жизненный цикл семьи», под которым имеется ввиду «смена событий, стадий, которые проходит любая семья от момента её создания до момента завершения». Самый важный момент заключается в том, что на каждом из этапов, на которых ниже я подробнее остановлюсь, есть определённые задачи, стоящие перед нами. И от того, КАК мы их решаем (и решаем ли) зависит дальнейшая «функциональность» нашей семьи. Нерешённые задачи (что не редкость!) «переносятся» нами в этап следующий, и чем дальше, чем тяжелее нести «ношу». Либо мы просто напросто «застреваем» с «ношей» на одном из этапов, хотя должны были уже давно покинуть его и решать задачи иные.
А теперь я остановлюсь подробнее на каждом из этапов семьи.
Первый этап развития и существования семьи – период ухаживаний (отделение от родительской семьи, проживание самостоятельно).
Как следствие данного этапа, семья родителей индивида также переходит на «свой» другой этап (о нём мы поговорим ниже), и уже здесь из одной семьи получаются две.
Основные задачи первого этапа:
- Осознание себя как личности (Какой я? Куда я хочу двигаться? Как хочу жить?);
- Поиск «своего места» (образование, работа, любимые занятия);
- Достижение эмоциональной и финансовой независимости от родителей (сепарация – окончательное отделение).
На этом этапе частенько возникают проблемы, в особенности в российских семьях, что связано со сложностью отделения физического от родительской семьи (квартира одна на всех, возможностей купить или снять собственную денег нет). Также в основе проблем отделения может лежать ранее поддерживаемая в семье инфантильность выросшего «ребёнка», либо неосознанно родители, боясь расстаться со своей родительской ролью, не «отпускают» ребёнка.
Проблемы эти довольны серьёзны, так как они, в свою очередь, несут за собой последствия, к примеру, ранних браков, когда юноша/девушка женится/выходит замуж с целью «побега» из родительской семьи. Чаще всего созданная таким образом семья обречена на развод.
Второй этап развития семьи – это этап пары, когда, создавшие новую семью, мужчина и женщина живут совместно до беременности первым ребёнком и его последующего рождения.
На этом этапе также решаются важные (а часто и решающие всю дальнейшую семейную жизнь) задачи. К ним относятся:
- Прояснение и выстраивание отношений в паре (обозначение прав и обязанностей, поиск времени как для двоих, так и для каждого);
- Установление семейных границ (решение вопроса «Кто входит в нашу систему?»). Это одна из первостатейных задач данного этапа, который в российских семьях также решается не всегда просто. Для здоровых и благополучных отношений в семье есть единственно правильное решение: пара всегда главная в своей нововыстроенной системе. Данное правило часто «оспаривается» в российских расширенных семьях, в которых пара вынуждена проживать с родителями или ещё более старшими членами семьи. К сожалению, в условиях расширенной семьи определять себя как пару и выстроить отношения всегда сложнее, хотя и возможно, но часто не без помощи семейного психолога, как показывает практика. Семейные законы не приемлют неопределённости, поэтому не выделение своей пары как собственной и главной для самих себя «ячейки» практически всегда несёт в себе проблемы в будущем.
- Решение вопроса рождения ребёнка (когда и сколько). Все семейные психотерапевты едины во мнении: для семьи всегда лучше этот этап развития семьи запланировать.
Третий этап называется «экспансией», длится от беременности и рождения первого ребёнка до рождения последнего. Обычно это семья с маленькими детьми до 10 лет.
На данном этапе основные задачи связаны с процессом воспитания детей и соблюдением правила «единства» в подходе к воспитанию.
С переходом супружеской пары на этап родительства требуется всё более пристальное внимание к «пересмотру» отношений (так как жизнь поменялась, появилась новая ответственность, а вот времени для двоих заметно поубавилось). На этом этапе чаще случаются кризисы из-за нерешённых задач на более ранних этапах, например, когда между супругами не было ранее чётко обговорены обязанности.
В вопросе единства воспитания также сохраняется сложность расширенных семей (проживание с родителями и другими родственниками), так как чем больше народа, тем сложнее договориться.
Четвёртый этап – «стабилизация», и это этап зрелого брака, обычно он приходится на середину жизни (в том числе и на кризис, так называемого, «среднего возраста»).
Основные задачи этапа в основном связаны с отношениями в паре и с личными переживаниями каждого из супругов:
- Переосмысление собственной жизни;
- Поиск ресурсов отношений в паре и осознание ценности прожитого совместного опыта;
- Помощь и поддержка детей во взрослении (поддержание эмоционально тёплых отношений).
Проблемы этапа вытекают из его задач: это и сложность «перестроиться» на новый, зрелый, этап супружеских отношений, которая влечёт за собой частые разводы на этом этапе; это и сложности в отношениях с подросшими детьми, которые могут усугубиться на следующем семейном этапе; это и недостаток личного душевного ресурса.
Пятый семейный этап – «сепарация» — отделение ребёнка (детей) от родительской семьи (теперь уже мы выступаем в роли родителей!).
Опять же, в российском менталитете не существует чётко определённой границы взросления, поэтому этап сепарации в наших семьях частенько затягивается или не свершается вовсе.
Задачи, стоящие перед нами на этом этапе:
- Очередной пересмотр взаимоотношений с супругом, стиля жизни в целом;
- При неполной семье одинокому родителю так же важно найти для себя «ресурсную зону» (хобби, любимая работа, новые знакомства), которая поможет пройти этот этап успешно и не «цепляться» за ребёнка (существует такая опасность).
Шестой этап развития семьи называется «пустое гнездо» и его название вполне ёмко определяет его смысл: супруги остаются одни, без детей. Спустя множество этапов они как-будто возвращаются на этап пары, и поэтому здесь так важно найти способы поддерживать ценность этих отношений, находить новые пути реализации возможностей каждого.
Последний, седьмой, этап наступает, когда один из супругов умирает, а другой остаётся.
Задачи здесь не менее важны, хотя, в своём роде, печальны:
- Принятие собственной старости;
- Поиск способов общения с детьми и родственниками без излишнего обременения.
В российской действительности этот этап также часто проблемный, чаще всего из-за финансовой незащищённости пенсионеров и отсутствия должной организации их эмоциональной поддержки и медицинского сопровождения.
Вот и всё об жизненном цикле семьи. Добавлю ещё, что этапы развития семьи цикличны, то есть из одних этапов зарождаются другие семьи и, соответственно, этапы.
В рамках данной статьи я не стала подробно останавливаться на проблемах этапов и способах их решения, так как на каждом из них важно и нужно остановиться отдельно (что скорее всего я и сделаю в будущих материалах). Скажу главное: любые проблемы в нашей семье, на любом этапе, всегда решаемы чаще всего одним лишь средством – доверием и откровенным разговором друг с другом. Основная ответственность, как вы верно уже успели отметить, лежит всегда на супружеской паре. Она, являясь основой и началом любой семьи, соответственно и несёт бОльшую ответственность за всё происходящее.
Любите друг друга, разговаривайте друг с другом открыто и с приятием, не вынашивайте в себе негативные чувства, и тогда ваше «путешествие по ступенькам Семьи» будет всегда радостным и счастливым!
С уважением, Ольга Куйбан
Оставить комментарий